Современный информационный рынок услуг по обеспечению жилищно-коммунальной реформы в Российской Федерации развивается с учетом потребительского спроса, покупательских способностей населения. Потребительский спрос с начала реформы формируется в условиях квазирынка ЖКХ, представленного монополиями коммунальных организаций, муниципалитетов, ориентированных на сохранение политических и экономических привилегий. Большой проблемой остается появление на рынке негосударственных участников, которые в своем большинстве представлены старыми «игроками» - реорганизованными муниципальными предприятиями. Это влечет за собой проблему отсутствия потенциальных рекламодателей для СМИ, которые заинтересованы в рынках, обеспечивающих спрос.
Государство, инициировавшее жилищно-коммунальную реформу в России, участвует в формировании этого рынка практически только на уровне законодательного оператора. Федеральное законодательство (Жилищный кодекс РФ, ФЗ №131–ФЗ, ФЗ № 185–ФЗ) вменяет в обязанность органам государственной власти и местного самоуправления заниматься информационным сопровождением жилищной реформы, но не предоставляет механизмов по контролю исполнения этих обязанностей.
Отсутствуют федеральные целевые программы по информационному обеспечению населения по вопросам жилищно-коммунальной реформы, по подготовке специализированных СМИ и их поддержке.
На сегодняшний день количество публикаций по тематике ЖКХ в печатных и электронных СМИ достаточно высоко. Качественные параметры при этом, к сожалению, не являются абсолютными.
Содержание публикуемых материалов условно можно структурировать в две группы: информационно-разъяснительные и фактологические.
Информационно-разъяснительные материалы в своем большинстве публикуются в специализированных изданиях, ориентированных на специалистов в сфере ЖКХ. Соответственно, используемые ими каналы распределения информации и тираж не рассчитаны на массового читателя. Количественный состав изданий этой группы незначителен.
Профильные СМИ в Российской Федерации представлены преимущественно отраслевыми специализированными журналами, которые в своем большинстве издаются в Москве: «ЖКХ и строительство»; «ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера», «Управление многоквартирным домом», «Реформа ЖКХ», «ЖКХ- инфо», «Коммунальный комплекс России», «Управление и инвестиции: строительство и ЖКХ», «ЖКХ. Технологии и оборудование», «Жилкомаудит» и «Арбитражная практика по спорам в ЖКХ», «ЖКХ», «Вести ЖКХ», «Председатель ТСЖ», «Доступное и комфортное жилье».
На региональном уровне специализированные издания представлены незначительно: «Жилищный бухгалтер», «Консьержъ-консультант», "Петербургский Дом" (Санкт-Петербург), «Новости Стройиндустрии и ЖКХ (Саратов), «Строительство. Архитектура. ЖКХ Хакасии» (Абакан), «Жилищно-коммунальный комплекс Урала», "УрФО: Строительство. ЖКК" (Свердловск) и немногие другие.
Специализированные жилищные газеты также занимают малую долю на региональном рынке СМИ: «Квартирный ряд» (Москва), «Консьержъ» (Санкт-Петербург), Вологодская коммунальная газета и др.
Интернет-пространство представляют около двадцати специализированных сайтов, созданных профильными федеральными и региональными ведомствами (www.gosstroy.gov.ru; www.fondgkh.ru , www.minregion.ru, www.gkh-reforma.ru, www.comhoz.ru и др.), профильными журналами и газетами (www.reforma-gkh.ru ; www.dorkomstroy.ru и др.), и другими организациями (www.tsj.ru ). Исследования показали, что электронные версии СМИ не всегда эффективны, так как доступ к ним имеет незначительная часть населения.
Непрофильные региональные СМИ, имеющие доступ к широкому кругу населения России, как правило, публикуют фактологические материалы. Информационным поводом для публикаций в большинстве случаев служит некое негативное явление в жилищно-коммунальной сфере, которое предоставляется читателю как продукт реформы. Фактологические материалы не имеют предупредительного характера, не содержат практических рекомендаций по вопросам, как эти нежелательные явления избежать в будущем. Информация не отражает объективные тенденции на рынке, не содержит анализа, не имеет просветительского характера.
Это приводит к искажению информации о жилищной реформе, которая направлена на формирование института эффективного собственника жилья, получившего право на управление многоквартирным домом. В ситуации практически тотального информационного вакуума население неадекватно относится к текущим процессам реформы, продолжает играть пассивную роль наблюдателя. Следствием этого становится ухудшение качества содержания многоквартирных домов, медленные темпы развития рынков ЖКХ и информационных услуг.
Одним из каналов распределения информации о жилищной реформе являются некоммерческие организации России, которые в своей работе используют различные информационные технологии. На сегодняшний день структура технологий жилищного просвещения представлена разнообразными коммуникационными формами подачи информации при взаимодействия НКО с населением, с органами власти, с представителями реального сектора экономики; на уровне сетевого взаимодействия. Можно констатировать, что в тех регионах, где активно работают НКО, предоставляющие информационные и просветительские услуги, субъекты жилищно-коммунальных отношений взаимодействуют более конструктивно, а население более активно реализует свои права и обязанности в сфере надлежащего содержания многоквартирных домов и их управления.
Эффективным информационным каналом целесообразным является рассматривать учебно-методические ресурсы ВУЗов РФ, которые могут в рамках подготовки учебно-методических материалов для организации системы непрерывного профессионального образования в сфере управления жилищным фондом на основе государственных образовательных стандартов вводить спецкурсы по организации информационных процессов.
Все обсуждаемые подходы к вопросу информационного обеспечения реформы ЖКХ вызывают необходимость в подготовке эффективных масштабных программ по привлечению СМИ, НКО, ВУЗов к системной информационной и просветительской деятельности.
Проект «Поддержка собственников жилья», реализуемый ведущими экспертными организациями в сфере ЖКХ: Фондом «Новая Евразия» в сотрудничестве с Фондом «Институт экономики города», играет важную роль в этом процессе. Разрабатываются, апробируются и используются инновационные информационные технологии, проводятся масштабные информационные кампании, осуществляется сотрудничество с ведущими специализированными изданиями и непрофильными изданиями, имеющими доступ к широким массам населения.
Многие вопросы жилищной реформы в России в своей основе имеют эмоциональную и нравственную составляющие. При обсуждении проблем, связанных с управлением и содержанием многоквартирных домов, возникают темы взаимоотношений между собственниками помещений многоквартирных домов и квартиросъемщиками (просто соседями); между членами ТСЖ и правлением; между жителями и теми компаниями, которые избраны для управления домами, его обслуживания.
Именно на формирование этой «эмоциональной» составляющей со знаком «плюс», на формирование узнавания и доверия и направлены жилищные праздники. На современном этапе жилищные праздники не столь широко распространены в России и практически не рассматриваются в качестве эффективной информационной технологии. В этом смысле чрезвычайно полезным является изучение опыта зарубежных стран, который был наработан и апробирован в течение десятилетий. Достойным обсуждения является празднование Дня Соседей – праздника добрососедства, Дня Жителя - день защиты жилищных прав и праздник жилищной солидарности.
Форум проходит в рамках празднования Дня работников жилищно-коммунального хозяйства - профессионального праздника, который с 1988 года – уже более 20 лет! отмечают в третье воскресенье марта в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 01.11.1988 года № 9724-XI.
С вступлением в действие нового жилищного законодательства, предоставившего права и обязанности по управлению многоквартирными домами собственникам помещений этих домов, профессиональный праздник работников ЖКХ приобретает новое значение общероссийского праздника. В этот день отдается дань уважения и признания людям, благодаря усилиям и профессионализму которых наши дома сохраняют свой внешний вид, комфортность и безопасность.
Не будем скупиться на слова благодарности и добрые пожелания!
Выстроим отношения сотрудничества и понимания между жителями и всеми, кто заботится о наших домах!
Цель Форума: Способствовать формированию экспертного сообщества в сфере информационного сопровождения жилищно-коммунальной реформы в Российской Федерации.
Планируемые темы для обсуждения:
1. Федеральные и региональные практики информационного сопровождения реформы ЖКХ: Удачи и Вызовы.
2.Организационная система управления информационными процессами по вопросам реформы ЖКХ:
- корпоративный уровень: СМИ, НКО, предприятия реального сектора экономики;
- уровень органов местного самоуправления и органов государственной власти;
- управление взаимоотношениями с внешними потребителями.
3. Содержательные аспекты информационных материалов. Структурирование тем:
- Построение демократических взаимоотношений в товариществе собственников жилья;
- Формирование собственниками помещений / ТСЖ заказа на услуги управления, содержания и ремонта многоквартирного дома;
- Построение эффективных отношений управляющей организации с клиентами (собственниками помещений/ТСЖ);
- Формирование эффективных отношений ТСЖ / управляющих организаций с ресурсоснабжающими организациями;
- Внедрение новых механизмов организации и финансирования капитального ремонта / ресурсосберегающей модернизации многоквартирного дома.
4. Информационный повод - повод для жилищного просвещения населения (на базе фактических материалов).
Организаторы:
Фонд «Новая Евразия», Фонд «Институт экономики города», специализированный журнал «ЖКХ и строительство» в рамках проекта «Поддержка собственников жилья» (при поддержке АМР США).