До конца XV века Новый год на Руси праздновали 1 марта. Эта точка отсчета была связана с тем, что в марте земля пробуждалась от зимнего "сна", начинался новый посевной сезон.
С 1495 года Московский государь Иван III приказал перенести празднование Нового года на 1 сентября. Причин для этого было несколько, но главной стала религиозная. Считалось, что Бог сотворил мир именно в сентябре. Правда, праздник тогда назывался не "Новый год", а "Первый день во году". И отмечали его так: звонили колокола, царь и митрополит (затем - патриарх) возглавляли праздничное шествие, а в Кремле проводились церемонии "О начатии нового лета", "На летопровождение" или "Действо многолетнего здоровья".
В XVII веке к ставшим привычными ритуалам добавился еще один: монарх со свитой в нарядных одеждах выходили к народу и поздравляли всех с праздником. После этого желающие отмечали праздник дома с угощением, песнями и плясками. Так продолжалось вплоть до конца XVII века, когда двухвековую традицию прервал молодой царь-реформатор Петр I. Он проводил в стране радикальные реформы и не боялся нарушить привычный уклад жизни ее граждан.
Вернувшийся в Россию в 1698 году, после Великого посольства, Петр Алексеевич решил, что отныне Новый год в нашей стране должен совпадать с европейским. Ведь это календарное различие мешало сближению России с Европой и установке прочных торговых и политических связей.
Спустя год - 20 декабря 1699 года - царь издал указ №1736 "О праздновании Нового года". Согласно ему, Российское государство переходило на новое летоисчисление от Рождества Христова, а не от Сотворения мира, а Новый год теперь положено было праздновать в январе. Тем более, как было сказано в царском указе, "не только что во многих европских християнских странах, но и в народах славянских, которые с восточною православною нашею Церковью во всем согласны - как валахи, молдавы, сербы, далматы, болгары и самые его, великого государя, подданные черкасы, и все греки, от которых наша вера православная принята - все те народы согласно лета свои исчисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть января с 1 числа".
Получилось так, что 1699 год длился всего 4 месяца. Ни в исторических документах, ни в мемуарах, ни в литературе упоминания о лете или весне 1699-го найти нельзя. Ведь год начался в сентябре и завершился в декабре.
Вместе с новой датой Петр I привнес и новые обычаи, также заимствованные у Европы. Тогда впервые появилось упоминание о елке как об одном из символов праздника. Царь приказывал своим подданным "перед воротами учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, елевых и можжевелевых", "людям скудным каждому хоть по деревцу или ветке над воротами или над хороминой своей поставить", а также "учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого случится". Для большей наглядности образцы наряженных деревьев были выставлены в Гостином дворе в Москве. За исполнением царской воли строго следили. Ослушавшиеся карались штрафом.
В полночь с 31 декабря на 1 января в Москве раздался праздничный грохот пушек, а при Дворе состоялся грандиозный фейерверк. Петр I встретил праздник в Лефортовском дворце на Яузе, а потом присоединился к народным гуляньям. Всем желающим у стен Кремля раздавали царское угощение.
1 января, по велению государя, всем подданным надо было поздравить друг друга с праздником, накрыть богатый стол и приглашать друг друга в гости. Царь вместе со свитой тоже ездил по Москве с визитами, посещал знатные дома, где радушные хозяева преподносили ему всевозможные лакомства. Празднование первого зимнего Нового года окончилось только 6 января. В этот день состоялся крестный ход.
Постепенно неотъемлемыми атрибутами праздника стали фейерверки и маскарады. При Екатерине II принято было также дарить друг другу новогодние подарки. А вот о елке после смерти Петра I скоро забыли. Она стала символом новогоднего праздника лишь в 30-40-е годы XIX века, когда моду наряжать "зеленую красавицу" вновь ввела императрица Александра Федоровна, жена Николая I.
Несмотря на то, что любые новшества наши соотечественники всегда воспринимали с осторожностью, большинство новых новогодних традиций прижились в России довольно быстро. Возможно, это было связано с тем, что празднование Нового года совпало с периодом Больших зимних святок, обычаи которых - веселые карнавалы, проделки ряженых, катание на санях, полночные гадания - прекрасно подошли и для новогодних торжеств. Так новый праздник прочно закрепился в календаре и стал одним из самых любимых и ожидаемых в нашей стране.
Текст: Екатерина Зайцева. Журнал "Родина".
Изображение (фото): из открытых источников
Участники событий и другие указанные лица: