Сегодня пятница, 10.04.2020: публикаций: 21291
Интервью, мнения. Опубликовано 19.01.2018 16:12  Просмотров всего: 7893; сегодня: 2.

Александр Прохоров: "Кто понял жизнь, тот больше не спешит"

Александр Прохоров:

В первых числах января заведующий кафедрой общей психологии, профессор Института психологии и образования КФУ Александр Прохоров отметил 70-летие.
Творческое начало в разных людях проявляется по-разному. Некоторые люди могут прожить всю жизнь, так и не узнав, к чему у него был талант. Другие фонтанируют идеями, но не доводят начатое дело до конца. Третьи, загоревшись, стараются сразу воплотить свою идею в жизнь.
В Александре Октябриновиче уровень организованности и творческое начало очень органично сосуществуют. Ему интересно всё новое, и он реализует свои задумки не спонтанно и бегом, а с «чувством, с толком, с расстановкой». Он нашел свое призвание и сумел реализоваться и в науке, и в спорте.
— Александр Октябринович, многие ваши коллеги и студенты, узнав, сколько лет вам исполнилось, удивились.
— Эх! Не надо было говорить! Может быть, у меня еще был шанс подольше в молодых походить, – смеется юбиляр.
— Да вам и без этого удается моложаво выглядеть. А вот как вы умудряетесь всегда спокойствие сохранять? Сколько вас знаю – вы всегда такой спокойный.
— Никак не удается. Я тоже испытываю напряжение и стресс. А ты что думала: ходит такой вальяжный, сама уверенность. А внутри, знаешь, какие страсти иногда лютуют. Запросто могу и поругаться с людьми. Только зачем?
Когда я был молодым психологом, я свято верил всяким тестам. Я знал, что согласно им, у меня вот такой-то темперамент, вот такой-то характер. А значит, я должен себя вести определенным образом. Чем больше я занимаюсь психологией, тем меньше я уверен в правильности этих результатов. С опытом ты начинаешь понимать, к чему может привести та или иная ситуация, примерно предполагаешь, чего ожидать от своего оппонента.
Если реагировать только эмоционально, мы зайдем в тупик. Известно, что три секунды гнева могут убить 10 лет дружбы. Поэтому важнее жить головой, разумом. Но от себя не уйдешь — твоя эмоциональность, твой характер так и останутся с тобой. Но ты можешь их контролировать и регулировать. Как бы там ни было, понимаешь относительность многих вещей. У Омара Хайяма есть рубаи:
Ты обойден наградой? Позабудь.
Дни вереницей мчатся? Позабудь.
Небрежен Ветер: в вечной Книге Жизни
Мог и не той страницей шевельнуть...
В сентябре у меня была издана книга «Технология психической саморегуляции». Все, что написано в ней на 360 страницах, я использую сам, или советовал другим, или позаимствовал – но все рекомендации пропущены через меня. Книга стала описанием моей практики, как с утра проснуться в хорошем настроении и быть позитивным до момента, пока не закроешь глаза. Но не думай, я еще сам до конца не умею регулировать состояния.
— Это что же получается: психологи тоже люди?
— Академик Борис Михайлович Теплов когда-то написал: «Психологи, такие же люди и, как все люди, имеют проблемы. Просто знают, как их правильно решать». Психологические знания, опыт, практика, конечно, помогают в жизни, однако не предохраняют от совершения ошибок, от семейных проблем или от конфликтов на работе, а дают представление, как адекватно реагировать на конфликтные ситуации.
— То есть, посмотрели вы на жену – и сразу ясно, чего от нее ожидать?
— Вне стен кабинета мы не занимаемся профессиональной практикой, не читаем по глазам и жестам, не анализируем продавцов в магазине и не делим людей по типам личности. Психолог не на работе становится обычным родителем, обычным покупателем, обычным мужем или женой, который может и должен управлять своими эмоциями.
— Почему выбрали психологию? Она уже тогда была на пике моды?
— Психология даже сегодня не достигла пика своего развития во всем мире. А когда я выбирал, она только-только делала первые шаги. За последние годы ей удалось совершить огромный скачок в развитии.
— А чего ждать в дальнейшем от психологии?
— Я думаю, многие вопросы, в том числе и государственного характера, связанные с оптимизацией жизнедеятельности человека, будут решены тогда, когда психологические знания по-настоящему будут применяться в жизни, когда они станут необходимостью.
Не случайно, многие интересуются психологией как профессионально, так и любительски. Проблем у людей немерено, и в психологии они надеются найти ответы на свои вопросы.
Я думаю, что настанет время, когда психологи будут настолько востребованы и необходимы в решении всех проблем микро и макросоциального уровней. Уже сегодня в Америке психотерапевты за деньги учат плакать. Вот вы давно плакали? Недавно? А я не помню, когда. А организму слезы нужны. Есть даже такое наблюдение: если ты не плачешь — плачут внутренние органы.
С немцем разговаривал, работает в фирме «Фольксваген». У них небольшой институт, в штате которого 15 психологов. Они занимаются тем, что моделируют, к примеру, какие травмы могут быть у тех, кто пользуется их продукцией, как устроить разметку на дорогах, с какой скоростью двигаться на определенном участке дороги и пр.
В России мы еще не доросли до этого: и зарплаты у психологов низковаты, и люди порой путают психиатра и психолога. С опаской относятся к нам, тогда как психолог работает со здоровыми людьми, психиатр же – с расстройствами психики.
У психологов масса методов, которые еще не в полной мере используются на практике. Вот, например, наиболее простой - метод наблюдения. Мой приятель, профессор психологии Страхов из Саратова, говорит, что у нас совершенно забыли про этот на самом деле очень уникальный метод.
Он рассказывал, что в Саратове мэрия обратилась к психологам в университет с просьбой узнать, какие участки дороги наиболее напряженные, чтобы понять, где устанавливать светофоры и какую делать разметку. Рядом с водителем автобуса посадили студентку- психолога, которая ездила несколько дней и всего лишь наблюдала, как себя ведет водитель. Точнее, она смотрела на повороты головы водителя: на опасном участке он начинал чаще вертеть головой.
В результате, получилась карта наиболее опасных перекрестков города, где и были установлены светофоры.
Питерский психолог, ныне живущий в Новой Зеландии, Геннадий Горбунов, говорил: «Когда я только начинал заниматься с пловцами нашей сборной, я только по тестам работал. А в последние 10 лет я «на глаз», просто наблюдая за спортсменом, определяю состояние человека, характер, особенности личности ».
— Александр Октябриновч, как вы пришли в психологию?
— После окончания школы я год проработал на заводе ЖБИ арматурщиком, чтобы лучше подготовиться к поступлению. А что ты удивляешься? Несмотря на то, что я учился в сильном классе — 17 медалей получили в классе по окончании школы: две золотые, остальные серебряные — я был середнячком. Кстати, один из моих одноклассников – нынешний профессор Института физики Виктор Ларионов, закончил школу с золотой медалью. А вот докторскую я защитил раньше.
Поступал я на спортфак. Конкурс в тот год был 7-8 человек на место, а набирали всего 40 человек. И поступали все сплошь спортсмены. Помимо экзамена по физкультуре, где ты должен был набрать баллы по гимнастике, плаванию, легкой атлетике, были экзамены по физике, биологии и русскому языку. Но я хорошо сдал все экзамены и летом 1966 года стал студентом педагогического института.
На третьем курсе я стал чемпионом России в тяжелой атлетике. Но это не мешало мне хорошо учиться – институт я закончил с красным дипломом. Во многом благодаря моему научному руководителю, наставнику Эрику Ильясовичу Аухадееву. Сегодня он профессор кафедры реабилитологии и спортивной медицины в ГИДУВе. Я ему очень благодарен за знания, которые он мне дал. И не только вузовские. Недавно одну из своих книг я посвятил ему. Когда я пришел с этим подарком, он воскликнул: «Не каждый удостаивается книги при жизни!».
Я писал дипломную работу по физиологии и хотел продолжить в аспирантуре свою тему, но Аухадеев в это время все силы бросил на написание своей кандидатской. И, чтобы не пропал мой запал, познакомил меня с известным ученым, занимающимся на тот момент психофизиологией, продолжателем традиций казанской психологической школы Нисоном Мееровичем Пейсаховым .
Н.М.Пейсахов, работал преподавателем и тренером по легкой атлетике. Он подготовил несколько мастеров спорта, занимал ответственные должности в городском и республиканском комитетах по физической культуре и спорту. Продолжая тренировать группу спортсменов, он начал работать на кафедре физического воспитания Казанского государственного университета, где одним из первых обратил внимание на проблему комплектования групп студентов по занятиям различными видами спорта, а также на необходимость изучения не только антропометрических, но и более глубоких психофизиологических и психологических особенностей спортсменов. Длительное время Нисон Меерович руководил комплексной научной группой в сборных командах России и СССР по прыжкам в воду, обеспечивая отбор, изучение и необходимую коррекцию процессов тренировки спортсменов высокого класса.
И вот с таким человеком я и стал работать.
Потом была служба в армии в танковых частях, по окончанию которой в 1972 году, вернулся опять к Мирону (так называли Пейсахова в университете) в лабораторию, где стал работать научным сотрудником. Мы делали аппаратуру для психофизиологических исследований, один из приборов - нейрохронометр, в свое время завоевала даже медаль ВДНХ.
Но тут я женился, и нужно было как-то обеспечивать семью. Так я перешел на кафедру физкультуры в КГУ, а потом в Институт физкультуры.
Через несколько лет Институт физкультуры переехал из Казани в Челны, я остался в Казани, перейдя в педагогический институт в 1988 году, где два года был условно зав.кафелрой, а потом «отмотал» почти три срока, возглавляя кафедру психологии. А потом мы с Леонидом Михайловичем решили создать кафедру психологии в Казанском университете.
— А где вы познакомились с ним?
— С Поповым? Такое ощущение, что я с ним всю жизнь знаком. Мы познакомились еще во время моей работы у Пейсахова, лет 50 назад, когда мы еще даже кандидатами наук не были. И вот Леонид Михайлович меня уговорил, и я ушел к нему на отделение ЖПС - так студенты называли факультет журналистики, социологии и психологии Казанского университета.
В 1992 году защитил докторскую диссертацию на тему «Функциональные структуры психических состояний». И в 1993 году, четверть века назад, стал профессором.
Кстати
Если уж рассказывать о работе А.О.Прохорова, то за почти 30 лет в Казанском университете им было опубликовано 18 учебных пособий для студентов, в том числе и активно используемые в учебном процессе «Психология самоуправления», «Технологии психической саморегуляции» и др.
Он разработал учебно-методический комплекс «Психология состояний» для студентов, обучающихся по специальности психология. Аналогов этому комплексу нет в России и за рубежом. В основе комплекса находятся результаты исследований профессора, в которых с позиций системного и субъективно-личностного подходов рассматриваются психические состояния человека. Эти исследования являются продолжением изучения психического состояния человека, начатые в 1885 году В.М.Бехтеревым, а впоследствии и профессором Пейсаховым.
В 2015 году у нас в ИПО была открыта единственная в России и за рубежом магистратура по психологии состояний человека.
Под его руководством создано оригинальное научное направление в отечественной и зарубежной психологии, связанное с изучением психологии состояний человека. Основные его работы в этом направлении сосредоточены на исследовании состояния как психического явления. В научной школе защищены 22 кандидатские и 2 докторские диссертации. Прохоровым опубликовано более 600 научных и учебно-методических работ. В качестве приглашенного психолога Прохоров консультировал членов сборных команд страны и Татарстана по тяжелой атлетике, дзюдо, греко-римской борьбе, стендовой стрельбе, по водным видам спорта. В настоящее время он руководит двумя проектами РФФИ. Эти проекты могут найти ответы на вопросы о роли сознания и его структур в регуляции психических состояний человека в разных ситуациях и обстоятельствах жизнедеятельности.
— В вашем дипломе записано «учитель физической культуры», а сегодня вы – создатель научной школы по психологии. Как вы стали заниматься изучением психических состояний?
— Серьезное влияние оказали занятия спортом – в свое время я занимался и греко-римской борьбой, и боксом, но остановился на тяжелой атлетике и даже стал мастером спорта.
Во время соревнований спортсмен должен управлять своим психическим состоянием. Если не «заведешь себя» на помосте, то не поднимешь штангу. Я наработал определенные состояния, при которых мог толкать 210 килограмм и не чувствовать при этом веса штанги. Возможно, интерес к психическим состояниям возник во время работы в лаборатории Пейсахова.
Когда я начал заниматься особенностями психического состояния человека, оказалось, что теории состояний нет. Хотя отдельным вопросам посвящено много работ, например, стрессу. Кстати, диссертацию по этой теме я писал у профессора Немчина Тиграна Анатольевича из Санкт-Петербургского университета.
Состояния, в отличие от психических процессов и свойств личности, оказались на обочине психологической науки. Но за 20 лет работы нам удалось создать целое научное направление, полноценную школу по изучению психологии состояний, провести и опубликовать большое число исследований.
То, что делается в Казани, уникально. Российские исследователи подходят к вопросу целостно, разрабатывая методологические исследования, а на Западе разработки в сфере психических состояний носят прикладной характер. Теоретических разработок, концептуальных баз там нет.
Очень много к психологам частных обращений от людей, которым важно управлять своим состояниями, например, в спорте. Сегодня физическая, техническая и тактическая подготовка у спортсменов примерно одинаковая, а выигрывает тот, кто психологически сильнее подготовлен, кто может показать максимум в момент соревнований. Мне много приходилось работать со спортсменами высших квалификаций в сборных командах страны, так что это проверено на практике. Ну и, конечно, помогал и личный опыт.
— А как у вас отношения со спортом складываются?
— Мы не расстаемся друг с другом до сих пор. Будучи тяжелоатлетом, я толкал 210 килограммов, выжимал 170 килограммов, вырывал 150.
— Девчонок, наверное, на руках носили?
— Запросто! Им это нравилось. В 30 лет я сказал себе: «Всё, хватит» - и ушел из тяжелой атлетики. Так еще лет 10 мне снилось, как я штангу поднимаю. Вся жизнь с ней была связана – с 8 класса. Борьбой в школе занимался, боксом. Но остановился на штанге. В свое время я даже был чемпионом Татарии по греко-римской борьбе в тяжелом весе.
Бросив штангу, спустя какое-то время, понял, что без спорта никак нельзя. И в середине 80-х годов увлекся бегом. Развесил объявления в Кировском районе, что на стадионе «Стрела» будут проходить занятия оздоровительным бегом для всех желающих. Так и появился клуб любителей бега. Все же я дипломированный специалист – и у меня через год регулярных тренировок новички: 45-летние, разбитые, никогда в жизни не занимающиеся спортом люди, марафон бегали.
А костяк нашего клуба бегал даже сверхмарафоны: Казань – Зеленодольск- Казань, Казань - Челны – Казань, Ульяновск- Казань. Мы были настолько дружны, что все дружно купались в проруби. . А уж про лыжи – и говорить нечего: это у нас было, как в магазин за хлебом выйти. Летом к бегу и плаванию еще и велосипед добавлялся – я на нем пол-России объездил. Потом увлекся сплавами: сплавлялся по Чуе, Катуни, Башкаусу, Челушману, Черному Иркуту, Танцуёки и др. Мальчишки молодые - не боятся ничего, и я с ними заодно.
Не только в памяти остались, но и на фотографиях. Я одно время очень увлекся фотографией. Говорят, что даже неплохо получалось.
Спорт — это большая часть моей жизни, и у меня нет желания останавливаться. Сейчас вот увлекся горными лыжами. Это классно: синее небо, заснеженные вершины гор, солнце, весёлые люди, наслаждение скоростью.
— Дети ваши тоже такие увлеченные?
— Две дочки пошли по моим стопам и стали психологами. Младшая — психолог в компании «РусГидро». Закончила наш университет по специальности социальная психология. Старшая – по специальности не работает, ушла в бизнес.
— Думаю, время подводить итоги еще не пришло. Но вот какой основной вывод вы для себя сделали к сегодняшнему дню?
— Видимо, профессия накладывает отпечаток. Сегодня я живу с мыслью, что тот «кто понял жизнь - тот больше не спешит, смакует каждый миг и наблюдает, как спит ребёнок, молится старик, как дождь идёт, и как снежинки тают». Чего и вам желаю.
Справка
Доктор психологических наук, профессор. Заслуженный деятель науки Республики Татарстан.
Заведующий кафедрой общей психологии Института психологии и образования Казанского (Приволжского) федерального университета. Член специализированного совета по психологии при КФУ, докторского совета по педагогике и психологии при НИИ ССО РАО.
Член редколлегии журналов «Экспериментальная психология» (Москва), «Ученые записки Казанского университета», «Образование и саморазвитие» (Казань), «Вестник Пермского государственного университета», «Ярославский психологический вестник» и др.
Член экспертных советов РГНФ и РФФИ. Член Экспертного совета Российского психологического общества. Эксперт Российского научного фонда.
Член Российского психологического общества, Международной академии психологических наук, Международной педагогической академии, Балтийской педагогической академии, Петровской Академии наук и искусств, Академии естествознания, Нью-йоркской академии наук.
В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Экспертного Совета (выбор финалистов по итогам 2005-2018) и Большого Жюри (выбор победителей по итогам 1999-2019).
В 1971 г. окончил Казанский государственный педагогический университет, затем аспирантуру факультета психологии ЛГУ им. А.А. Жданова.
Область научных интересов:
психология состояний
проблемы регуляции
психология сознания
теория и методология психологии
когнитивная психология.
Разработал ряд концепций, связанных с изучением состояния человека как психического явления. Получены результаты, свидетельствующие о специфике взаимоотношений психических состояний и ментальной организации субъекта.
Награды:
Победитель Национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2005 года в номинации «Проект года в психологическом образовании» (учебные пособия: Практикум, Хрестоматия, Методики…), по итогам 2009 года в номинации «Проект года в психологической науке» (монография «Смысловая регуляция психических состояний») и по итогам 2013 года в номинации «Проект года в психологической науке» (монография «Повседневное трансовое состояние».).
Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования, 2012 г.
Благодарность Президента Российской Федерации В.В.Путина, 2014 г.
Мастер спорта СССР по тяжелой атлетике.

Зеленодольск Республики Татарстан является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.

Тематические сайты: Праздники, памятные даты, юбилеи, Психология
Сайты субъектов РФ: Москва, Татарстан Республика
Сайты столиц субъектов РФ: Ульяновская область - Ульяновск
Сайты моногородов субъектов РФ: Татарстан Республика - Зеленодольск
Сайты стран: Соединенные Штаты Америки
Сайты городов стран: Соединенные Штаты Америки - Нью-Йорк

Ньюсмейкер: Казанский федеральный университет — 848 публикаций. Вы можете направить ньюсмейкеру обращение, заявку
Сайт: kpfu.ru/psychology/aleksandr-prohorov-kto-ponyal-zhizn-tot-bolshe-ne.html
E-mail: galina.hasanova@mail.ru
Телефон: 81972307434
Поделиться:
Ваше мнение
Как пандемия коронавируса сейчас реально отражается на бизнесе или виде экономической деятельности которые вы ведете или которых касаетесь?
 Существенно негативно
 Скорее негативно
 Пока никак
 Скорее позитивно
 Существенно позитивно
Предложите опрос