Сегодня понедельник, 01.06.2020: публикаций: 21436
Новости. Опубликовано 07.05.2020 16:58  Просмотров всего: 374; сегодня: 2.

Лента памяти: Каменск-Уральский литейный завод фронту

Лента памяти: Каменск-Уральский литейный завод фронту

Колеса для «Летучей мыши», «Пешки», «Уточки»…

Именно такую продукцию для боевых и военно-транспортных самолетов изготавливал завод в годы Великой Отечественной войны

КУЛЗ произвел за это время более 106 тысяч штук этих сложных в исполнении комплектующих воздушной техники. В перерасчете на сходившие с конвейера самолеты завод обеспечил производство более 35 тысяч железных птиц, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной. С учетом того, что часть изделий шла на ремонт летающих машин, цифра должна быть еще больше.

Первые изделия - детали (барабан и реборда) колеса военно-транспортного самолета Ли-2 появились на свет 12 марта 1942 года. В то время КУЛЗ именовался заводом № 286, адрес которого звучал так: г. Каменск-Уральский Челябинской области, почтовый ящик № 30.

Оборудование хуже некуда.

Весной 1942 г. на литейном числилось 337 единиц оборудования, эвакуированного с Балашихинского завода, выпускавшего авиационные колеса. Уточним, механическое производство подмосковного предприятия было эвакуировано по большей части в Нижний Тагил, на территорию Уралвагонзавода, а после войны вместе с работниками прибыло в Каменск, литейное производство из Балашихи за небольшим исключением отправили в 1942 г. в Казань, Куйбышев и Уфу.

Большая часть техники, доставшейся КУЛЗу, находилась в плачевном состоянии. Об этом свидетельствует объяснительная записка в паспорте завода от 1 мая 1942 г.: «Оборудование завода № 286 состоит полностью (исключая отдельные единицы) из части эвакуированного на Урал оборудования завода № 120. На площадку завода № 286 прибыло наиболее старое изношенное оборудование, а также оборудование, требующее восстановительного ремонта и реконструкции применительно к действующей технологии, т.к. весь парк револьверных станков завода, исключая один станок «Герберт» № 2, чрезвычайно изношен. В числе действующих револьверных станков работают модели завода «Дукс» и др. В числе парка автоматов завода находятся станки «Клевлэнд», «Питлер», «Гильдемейстер» и др., которые требуют полного восстановительного ремонта: за все время существования завода № 120 на старой площадке не работали и приняты нами к восстановлению лишь исходя из условий военного времени и большой нужды завода в выпуске значительного количества мелких деталей. В настоящее время программа завода в части токарных работ может базироваться лишь на двух четырехшпиндельных автоматах «Кономатик» и шести автоматах «Индекс». В данное время на заводе создаются вновь: инструментальный и модельно-кокильный цеха, оборудование для этих цехов завод не получил и временно они комплектуются из оборудования основных цехов, которое ни конструктивно, ни по своему состоянию полностью не удовлетворяет требованиям этих цехов. Ремонтно-механический цех в своей токарной группе недоукомплектован, поэтому обеспечить своевременный ремонт заводского парка не может».

От сантиметров до метров.

И все же вопреки всему КУЛЗ встал на ноги и наладил выпуск продукции. За 1942 год он выпустил почти 21 тысячу колес разных габаритов для десятка марок самолетов. Поражает многообразие типов изделий диаметром от 15 см до более 1,5 метра (забегая вперед, скажем, что в 1943 г. кулзовцы изготовили небольшую партию двухметровых колес).

В технико-экономических показателях за этот год (и последующие) указано более 20 разных габаритов колес, например, 1325 мм (в диаметре) на 485 мм (в высоту), 1660х585 мм, 470х210 мм, 255х110 мм и т.п.

Кроме комплектующих для Ли-2 – воздушной лошадки, завод изготавливал колеса для пикирующего бомбардировщика Пе-2, получившего прозвище «Пешка» и тяжелого бомбардировщика Пе-8, знаменитого дальнего бомбардировщика Ил-4, без которого не обходилась ни одна крупная военная операция, бомбардировщика-торпедоносца Ил-6, дальнего бомбардировщика Ер-2 - моноплана с крылом типа «обратная чайка», фронтового бомбардировщика Ту-2, который в кодификации НАТО значится «Летучей мышью» - Bat; многоцелевого биплана У-2 – легендарной «уточки».

Удивительно, как при таком разнообразии продукции совершенно разных размеров, требующей предельной точности, на старом непрофильном оборудовании в неприспособленных холодных помещениях можно было выпускать столь ответственную продукцию! И не просто выпускать, а по некоторым позициям перевыполнять план. Например, за 1942 год для Ту-2 было сделано на 40 колес больше нормы (изделия крупные: 1100х400 мм), к Пе-2 и Ил-4 – на 264 колеса, к Ли-2, Ил-6 – на 284, к У-2 – на 460. При этом для изготления одного двухтормозного колеса к Ту-2 в соответствии с нормативом необходимо 28 суток, кулзовцы справлялись за 19, для двухтормозного колеса к Ли-2 (1200х450 мм) вместо 20 суток укладывались в 14. Изделия меньших размеров требовали 4-5 суток, а некоторые – хвостовые колеса – нескольких часов. Все зависело от размеров и сложности изделия.

Кроме этого был налажен выпуск агрегатов управления для самолетов (за 1942 год изготовили около 400 шт.), а также – мотоободов для мотоцикла М-72, используемых в армии (более 115 000 шт.). В 1945 году кулзовцы начали делать к этому мотоциклу и колеса, произведя 374 тормозных и нетормозных изделия для необходимого армии легкого мобильного транспортного средства.

Помимо этого завод успевал выпускать и другую продукцию – бытового назначения: алюминиевые кастрюли, мясорубки, колодки и носки для валенок.

В том же труднейшем 1942, году кроме производственных задач завод решал и социальные вопросы. Строил жилье: дома и бараки, детский сад, обучал кадры, поощрял рационализаторов.

Языком хроники.

1943 год. Технологи и конструкторы совместно с главным конструктором работали над модернизацией авиаколес на машины Ил-4, Пе-8, Ер-2, Ил-6, Ту-2. Проблем много. Сказывался недостаток комплектующих, материалов и инструментов. В литейном цехе не хватало стальных тиглей, в производстве резинотехнических изделий случались перебои с материалом, в дефиците были стальные «рубашки» для тормозов, подшипники для сборки авиаколес. Все это происходило на фоне отстрой нехватки электроэнергии.

1944 год. Завода выполнил и перевыполнил план по всем основным показателям. По оборонной продукции к уровню 1943 года – на 63%. Во многом эти успехи достигнуты благодаря организации поточного метода производства авиационных барабанов – линии реборд и линии хвостовых колес.

Для сокращения рабочего времени по заболеваниям налажено производство резиновой обуви, в каждом цехе организован ремонт обуви и пошив одежды, введено бесплатное лечение в санатории ослабевших работников и трехразовое питание молодежи. В этом же году все рабочие и специалисты были обеспечены землей под огороды и посадку картофеля.

1945 год. Год напряженный, но оборонный заказ выполнен и перевыполнен.

За образцовое исполнение заданий правительства 43 работника завода награждены в 1945 г. орденами и медалями: четверо мастер Григорий Колоколкин, слесари Федор Суворов и Илья Иванов, директор завода Александр Черняев – орденом Трудового Красного Знамени, 7 человек - орденом Красной Звезды, 6 человек - орденом «Знак Почета», 9 – медалью «За трудовое отличие», 17 - медалями «За трудовую доблесть.

Сегодня мы понимаем, что почести достоин каждый заводчанин, вынесший на своих плечах груз неимоверных испытаний и лишений, обеспечивавший своим поистине героическим трудом боеспособность военной техники, наращивание мощи боевой авиации, армии и тем самым приближая Победу.

Юнона Каталевская.

(Материал написан на основе анализа паспортов завода 1942-1945 гг., консультаций со специалистами, привлечением других источников).

Каменск-Уральский Свердловской области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.


Лента памяти: Каменск-Уральский литейный завод фронту

Лента памяти: Каменск-Уральский литейный завод фронту

Лента памяти: Каменск-Уральский литейный завод фронту

Лента памяти: Каменск-Уральский литейный завод фронту


Ньюсмейкер: Свердловское региональное отделение Союза машиностроителей России — 2223 публикации. Вы можете направить ньюсмейкеру обращение, заявку
Поделиться:
Ваше мнение
Каково Ваше отношение к выходу на работу по окончании карантина коронавируса?
 Хочу выйти на рабочее место
 Вполне могу продолжить работу дома
 Хочу работать только в удаленном режиме
 Работа требует присутствия на рабочем месте
Предложите опрос