16.07.2023 11:25
Новости.
Просмотров всего: 14178; сегодня: 3.

90 лет назад началась экспедиция парохода «Челюскин»

90 лет назад началась экспедиция парохода «Челюскин»

16 июля 1933 г. из Ленинграда вышел пароход, названный в честь знаменитого полярного штурмана Семена Ивановича Челюскина. Судно отправилось в экспедицию, цель которой – отработать схему доставки грузов по Северному морскому пути от Невы до Владивостока за одну летнюю навигацию.

Потенциал освоения Арктики осознали еще во времена империи. В первую очередь, речь шла о создании альтернативного маршрута, который связал бы Европейскую Россию с Дальним Востоком. Путешествие по Северному морскому пути намного короче, чем через теплые моря, но гораздо опаснее: полярный маршрут доступен только в августе и сентябре, в остальное время путь кораблям преграждают огромные дрейфующие льдины. Покорить эти льды долгое время было невыполнимой задачей.

В советский период исследование и освоение Арктики стало одним из государственных приоритетов. 10 марта 1921 г. В.И. Ленин подписал декрет о создании «Плавучего морского научного института для изучения Северного Ледовитого океана с его морями, устьями рек, островами и прилегающими к нему побережьями Европы и Азии». К началу 1930-х гг. на побережье и островах Северного Ледовитого океана появились 19 полярных радиометеорологических станций. Доступной Арктику сделали экспедиции, каждая из которых – пример мужества и стойкости советских моряков. Мировую известность получила экспедиция парохода «Семен Челюскин» (далее «Челюскин»), экипаж которого после крушения судна два месяца жил на дрейфующей льдине.

Документы Государственного архива Российской Федерации (ГА РФ) отражают все этапы покорения Арктики. Материалы фондов высших органов власти и личных фондов участников экспедиции позволяют восстановить историю подвига челюскинцев.

За год до экспедиции «Челюскина» советское правительство определило важную задачу – впервые в истории пройти по Северному морскому пути за короткое полярное лето. Для реализации задуманного был выбран человек неординарный – географ, математик, астроном, философ и заядлый путешественник – Отто Юльевич Шмидт. Несмотря на трудности и поломки в пути, 1 октября 1932 г. ледокольный пароход «Александр Сибиряков» под управлением капитана Владимира Ивановича Воронина выполнил эту задачу. По итогам экспедиции было создано Главное управление Северного морского пути, возглавил которое О.Ю. Шмидт.

Следующей задачей покорения Арктики стало прохождение маршрута не на ледоколе или ледорезе, а на обычном грузовом судне. В.И. Воронин скептически отнесся к идее путешествия на грузопассажирском пароходе, пусть и «усиленном для навигации во льдах», однако Шмидту удалось уговорить его принять участие в экспедиции.

К подготовке похода подошли очень серьезно. «Челюскин» перед отправкой напоминал Ноев ковчег: кроме 112 человек (53 члена экипажа, 29 участников экспедиции, 18 зимовщиков острова Врангеля, 12 строителей) на пароход загрузили почти 3 тонны угля, 500 тонн воды, продовольствие на полтора года и снабжение для острова Врангеля на три года. Для профилактики цинги на пароход взяли живой провиант – 4 свиней и 26 коров.

Успех в освоении Арктики предполагалось использовать в пропагандистских целях, поэтому членами экипажа стали корреспонденты центральных советских газет, известные писатели, художники, фотографы и кинооператоры. В ГА РФ хранится фонд Марка Антоновича Трояновского, задачей которого было вести кинолетопись экспедиции. Хранящиеся в фонде фотографии помогают узнать о ходе морского путешествия и увидеть жизнь челюскинцев на льдине после гибели судна.

В пути экипаж ждали и трудности (повреждения от столкновения со льдами и большая работа по их устранению), и радости: 31 августа у геодезиста Василия Васильева родилась дочка Карина, получившая имя в честь Карского моря.

В конце сентября в Беринговом проливе «Челюскин» был затерт льдами, затем вынесен в Чукотское море, где дрейфовал почти пять месяцев. 13 февраля 1934 г. под напором ледяных глыб пароход затонул. Предвидя трагичные события, челюскинцы приготовили аварийный запас продовольствия и снаряжения, сложили его на палубе, распределив обязанности на случай гибели парохода.

Почти два месяца более ста человек (в том числе, женщины и двое детей) жили в палатках в условиях 35-градусного мороза, снежных бурь и постоянной опасности трещин. По словам историка Ю.Л. Слезкина, «челюскинцы превратили свою дрейфующую льдину в образцовую частицу советской земли». О.Ю. Шмидт, как арктический Моисей, не только руководил жизнью, но и поддерживал моральный дух подопечных в ледяной пустыне. С его подачи участники экспедиции занимались спортом, расчищали взлетно-посадочную полосу, занимались сбором научных данных, устраивали концерты, проводили партсобрания и даже издавали стенгазету. Отто Юльевич читал им лекции самой широкой тематики – от истории Южной Америки до исторического материализма.

За жизнью челюскинцев с тревогой следили по всему миру. На Родине они сразу стали национальными героями. Сводки о положении в лагере появлялись в советской прессе ежедневно. Их фото украшали плакаты, упаковки конфет, предметы обихода, игрушки и сувениры. О них слагались поэмы и песни. Дети играли в летчиков и спасаемых ими челюскинцев, а в 1934 г. список советских имен пополнился непроизносимыми Оюшминальд(а) (Отто Юльевич Шмидт на льдине), Лагшминальд(а) (Лагерь Шмидта на льдине) и Лагшмивар(а) (Лагерь Шмидта в Арктике).

Документы высших органов власти из фондов ГА РФ позволяют детально проследить историю спасательной операции, которая началась, как только челюскинцы вышли на связь после гибели судна. 14 февраля правительственную комиссию по эвакуации возглавил заместитель председателя Совнаркома В.В. Куйбышев. Для спасения решили привлечь лучшие силы авиации, хотя рассматривались и другие варианты – переправить людей на большую землю на оленях, собаках или дирижаблях.

В итоге на Чукотку отправили пилотов, доставили технику и топливо, подготовили аэродром в селении Ванкарем. 5 марта самолет АНТ-4 А.В. Ляпидевского совершил посадку в лагере экспедиции, откуда он забрал женщин и детей. Погодные условия мешали процессу эвакуации, но постепенно летчики вывезли всех челюскинцев. 13 апреля 1934 г. последними лагерь покинули радист Э.Т. Кренкель, капитан В.А. Воронин и А.Н. Бобров. На льдине не бросили и собак, которые участвовали в спасении людей.

«Семеро смелых» – летчики А.В. Ляпидевский, С.А. Леваневский, В.С. Молоков, H.П. Каманин, M.T. Слепнев, M.В. Водопьянов и И.В. Доронин – первыми в стране получили звание Героя Советского Союза. Техников, в том числе двух граждан США, наградили орденами Ленина, а полярников – орденами Красной Звезды.

История челюскинцев вызвала большой патриотический подъем:

Сегодня – смеюсь!

Сегодня – да здравствует

Советский Союз!

За вас каждым мускулом

Держусь – и горжусь:

Челюскинцы — русские! – писала Марина Цветаева в 1934 г.

Возвращение экспедиции из Владивостока в Москву было всенародным праздником: на каждой станции, где останавливался поезд, челюскинцев ждали цветы, чествования и демонстрации. Кульминацией стало торжество в столице: автомобильный кортеж героев встречали десятки тысяч ликующих москвичей.

В первые дни спасательной операции появилась идея воздвигнуть памятник в честь летчиков и участников экспедиции. Памятник должен был разместиться на «стрелке» Москвы-реки и водоотводного канала. Не только профессионалы – художники и архитекторы, но и простые советские люди со всех концов страны с большим энтузиазмом откликнулись на это предложение. В архиве хранятся десятки проектов этого памятника, который так и не был создан.

Несмотря на гибель «Челюскина», экспедиция не была напрасной. «Научные результаты работ экспедиции на «Челюскине» и в лагере Шмидта» в 1938 г. вышли двухтомным изданием. Ученым удалось собрать обширные сведения о природе арктических морей, гидробиологии, метеорологии и другие научные материалы. Экспедиция показала, что навигация грузовых судов по Севморпути возможна только в сопровождении ледоколов, что привело к развитию советского ледокольного флота, в настоящий момент – лучшего в мире. После путешествия «Челюскина» Арктика стала доступнее и для навигации, и для дальнейших планов советской власти, а подвиг экспедиции показал, что силой духа и самообладанием русский человек способен преодолеть любые препятствия.

Текст: Г.С. Егорова, к.и.н. Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ).


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:


Пароход «Челюскин» во льдах. 1933 г. Фотография. ГА РФ
Пароход «Челюскин» во льдах. 1933 г. Фотография. ГА РФ

Отто Юльевич Шмидт на «Челюскине». 1933 г. Фотография. ГА РФ
Отто Юльевич Шмидт на «Челюскине». 1933 г. Фотография. ГА РФ

Владимир Иванович Воронин на «Челюскине». 1933 г. Фотография. ГА РФ.
Владимир Иванович Воронин на «Челюскине». 1933 г. Фотография. ГА РФ.

Кинооператоры М. Трояновский и А. Шафран на «Челюскине». Фотография. ГА РФ
Кинооператоры М. Трояновский и А. Шафран на «Челюскине». Фотография. ГА РФ

Карина Васильева с матерью во Владивостоке. 1934 г. Фотография. ГА РФ
Карина Васильева с матерью во Владивостоке. 1934 г. Фотография. ГА РФ

Лагерь челюскинцев на льду Чукотского моря. 1938 г. Фотография. ГА РФ
Лагерь челюскинцев на льду Чукотского моря. 1938 г. Фотография. ГА РФ

Зарядка во льдах. 1933 г. Фотография. ГА РФ
Зарядка во льдах. 1933 г. Фотография. ГА РФ

Телефонное сообщение Политбюро от начальника экспедиции А. Боброва о завершении эвакуации Челюскинцев. ГА РФ
Телефонное сообщение Политбюро от начальника экспедиции А. Боброва о завершении эвакуации Челюскинцев. ГА РФ

Телеграмма М.И. Калинину о завершении спасательной операции от председателя Чрезвычайной Тройки Г. Петрова. ГА РФ
Телеграмма М.И. Калинину о завершении спасательной операции от председателя Чрезвычайной Тройки Г. Петрова. ГА РФ

Эскиз монумента Челюскинцам. 1934 г. ГА РФ
Эскиз монумента Челюскинцам. 1934 г. ГА РФ


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 9457 публикаций
Сайт: vk.com/rusarchives?w=wall-164851212_5376
Поделиться:

Интересно:

325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
20.12.2024 13:05 Аналитика
325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
До конца XV века Новый год на Руси праздновали 1 марта. Эта точка отсчета была связана с тем, что в марте земля пробуждалась от зимнего "сна", начинался новый посевной сезон. С 1495 года Московский государь Иван III приказал перенести празднование Нового года на 1 сентября. Причин для...
19.12.2024 19:56 Интервью, мнения
Праздник к нам приходит: как поддержать атмосферу Нового Года в офисе
Конец года — самое жаркое время за все 12 месяцев, особенно для компаний. Нужно успеть закрыть все задачи, сдать отчёты, подготовить планы, стратегии и бюджеты. И, конечно же, не забывать про праздник, ведь должно же хоть что-то придавать смысл жизни в декабре, помимо годового бонуса.  Не...
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
19.12.2024 18:17 Аналитика
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
Мы часто даем прозвища не только знакомым людям и домашним питомцам, но и вещам, будь то автомобили, компьютеры, телефоны… Вдохновляемся цветом или формой, называем их человеческими именами и даем понять, что они принадлежат только нам и имеют для нас...
Советская военная контрразведка
19.12.2024 17:51 Аналитика
Советская военная контрразведка
Советская военная контрразведка появилась в годы Гражданской войны и неоднократно меняла свою подчиненность, входя то в структуру военного ведомства, то в госбезопасность. 30 мая 1918 г. учрежден первый орган военной контрразведки Красной армии – Военный контроль Оперативного отдела Народного...
Защитить самое ценное: История страхования в России
18.12.2024 13:22 Аналитика
Защитить самое ценное: История страхования в России
С давних времен человек стремится перехитрить свою судьбу. Люди желают знать, что будет, чтобы вовремя подготовиться к возможным перипетиям и обезопасить свое будущее. Вот только карты и гадалки в этом вопросе бессильны, куда надежнее справиться с рисками помогают...