10.01.2024 16:38
Новости.
Просмотров всего: 2520; сегодня: 3.

О том, как строили неглубокие станции метро рассказал Главархив Москвы

О том, как строили неглубокие станции метро рассказал Главархив Москвы

В январе 2024 года исполнится 61 год с того момента, когда сотрудники Мосметростроя и Метрогипротранса утвердили технологию для заложения неглубоких станций московского метро, которую разработали столичные инженеры-метростроевцы под руководством Василия Полежаева. 

Строительство станций метро довольно дорогостоящий процесс, так как для того чтобы выкопать и проложить глубокие тоннели, нужно специальное  оборудование и технологии, которые подходят для горного дела.  Например, инженеры  проводили подготовительные буровзрывные работы, прокладывали шахтные стволы. Готовый тоннель представляет собой металлическую трубу в чугунной оболочке.  Чтобы упростить процесс заложения новых линий метро, московские инженеры с середины 1955 года стали активно внедрять открытый способ заложения неглубоких станций. 

Для этого рабочие на местности рыли котлован, полностью соответствующий глубине и направлению трассы будущей станции. Дно котлована бетонировали, а на откосах строили стены на сваях. В результате котлован превращался в стальной желоб. Внутри желоба строили железобетонные коробки будущих станционных павильонов, а между ними на бетонном основании прокладывают пути. Тоннели перекрывали плоской крышей, чтобы в сечении они образовывали прямоугольник. После того, как все необходимые коммуникации были проведены, рабочие вновь засыпали грунт вокруг возведенных сооружений до прежнего уровня.

Однако внедрить технологию неглубокого заложения станций было не так просто. Приходилось сносить жилые дома в радиусе строительства будущего метро, и, таким образом, сокращать число потенциальных пользователей этого вида транспорта. 

Также приходилось перепрокладывать городские подземные коммуникации по маршруту вырытого котлована, чтобы жители не остались без воды, отопления, газа и канализации. Кроме того, проводили укрепление стен ближайших к метро домов, так как не все перекрытия выдерживали вибрационную нагрузку от идущих близко к поверхности земли поездов. Существовал и риск обрушения стен у новых станций, так как земля имеет свойство с течением времени проседать вниз от больших нагрузок. Помимо прочего, доля ручного труда рабочих резко возрастала по сравнению с закрытым способом постройки метро, а скорость выполнения работ падала. В зимнее время года новые станции строить было неудобно. 

Инженеры Мосметростроя проанализировали недостатки и преимущества каждого из описанных выше способов строительства метро и пришли к выводу, что необходимо разработать новую методику ведения всех работ. Так появился метод, который вскоре назвали московским в честь строителей, которые его придумали. 

Суть нового метода заключалась в следующем. Тоннели предложили прокладывать с помощью метода глубокого заложения, но без сложной системы шахт, насосных станций и укрепляющих конструкций. Ведь высота грунтовых сводов и стен достигала всего семи метров, так как станции были неглубокими. Значит, уровень гидростатического давления грунтовых вод был ниже в четыре раза, поэтому отделку тоннелей можно было делать из более легких материалов и не нужно было укреплять стены с помощью системы труб в чугунных оболочках. 

Таким образом, комбинирование двух технологий позволило сократить расходы на строительство, также не нужно было больше тревожить жителей и перекладывать все коммуникации, так как усадка грунта рядом с многоэтажными домами не превышала семи миллиметров. За два года с 1960, когда новый способ был внедрен, строители проложили более 11,5 километра неглубоких тоннелей на Арбатско-Покровской, Сокольнической, Калужско-Рижской и Горьковско-Замоскворецкой линиях метро. 

Стоимость строительных работ снизилась в 2,5 раза, а скорость прохождения земляных слоев теперь составляла 150 метров в месяц, а при более благоприятных условиях – 240 метров. Затраты на материалы снизились в два раза, а расход металла – на 1750 килограмм. На большинстве участков новых трасс теперь не нужно было проводить гидроизоляционные работы. 

Разработчики нового способа строительства метро подчеркивали, что раскрыт не весь технический потенциал проекта и продолжали его совершенствовать. Например, инженеры приступили к разработке проектов по строительству закрытых ирригационных трасс, которые бы заменили открытые городские каналы с водой, необходимые для полива зеленых насаждений, а также думали о том, как построить закрытые автодорожные тоннели, которые бы находились на пересечении железнодорожных путей. 

Значение нового способа строительства сложных подземных объектов сразу оценили столичные чиновники. Так, сотрудники Министерства транспортного машиностроения СССР предложили выдвинуть коллектив разработчиков новой технологии строительства метро на соискание Ленинской премии. Члены Моссовета в январе 1963 года своим решением №2/14 поддержали инициативу вышестоящего ведомства. Однако в 1963 году члены правительства СССР награждали конструкторов в космической отрасли, поэтому звание Героя социалистического труда получил только руководитель проекта Василий Полежаев. Его работа была отмечена правительственной наградой уже в марте 1963 года. 

Фото: Наземный вестибюль метро "Чистые пруды" (Кировская), 1938 г. Главархив Москвы.


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 9457 публикаций
Сайт: www.mos.ru/news/item/134151073/
Поделиться:

Интересно:

325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
20.12.2024 13:05 Аналитика
325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
До конца XV века Новый год на Руси праздновали 1 марта. Эта точка отсчета была связана с тем, что в марте земля пробуждалась от зимнего "сна", начинался новый посевной сезон. С 1495 года Московский государь Иван III приказал перенести празднование Нового года на 1 сентября. Причин для...
19.12.2024 19:56 Интервью, мнения
Праздник к нам приходит: как поддержать атмосферу Нового Года в офисе
Конец года — самое жаркое время за все 12 месяцев, особенно для компаний. Нужно успеть закрыть все задачи, сдать отчёты, подготовить планы, стратегии и бюджеты. И, конечно же, не забывать про праздник, ведь должно же хоть что-то придавать смысл жизни в декабре, помимо годового бонуса.  Не...
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
19.12.2024 18:17 Аналитика
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
Мы часто даем прозвища не только знакомым людям и домашним питомцам, но и вещам, будь то автомобили, компьютеры, телефоны… Вдохновляемся цветом или формой, называем их человеческими именами и даем понять, что они принадлежат только нам и имеют для нас...
Советская военная контрразведка
19.12.2024 17:51 Аналитика
Советская военная контрразведка
Советская военная контрразведка появилась в годы Гражданской войны и неоднократно меняла свою подчиненность, входя то в структуру военного ведомства, то в госбезопасность. 30 мая 1918 г. учрежден первый орган военной контрразведки Красной армии – Военный контроль Оперативного отдела Народного...
Защитить самое ценное: История страхования в России
18.12.2024 13:22 Аналитика
Защитить самое ценное: История страхования в России
С давних времен человек стремится перехитрить свою судьбу. Люди желают знать, что будет, чтобы вовремя подготовиться к возможным перипетиям и обезопасить свое будущее. Вот только карты и гадалки в этом вопросе бессильны, куда надежнее справиться с рисками помогают...