22.01.2024 16:12
Новости.
Просмотров всего: 1398; сегодня: 1.

22 января 1972 года в прокат вышел фильм «Солярис»

22 января 1972 года в прокат вышел фильм «Солярис»

Российская научно-фантастическая драма «Солярис», снятая Андреем Тарковским по мотивам одноименного фантастического романа Станислава Лема, 22 января 1972 году вышла в прокат. 

Кинолента рассказывает об этических проблемах человечества, рассматриваемых через призму контактов с внеземным разумом. Фильм состоит из двух частей. Главные роли исполнили Донатас Банионис и Наталья Бондарчук. Обладатель Гран-при Каннского кинофестиваля. Входит в число величайших фантастических фильмов в истории мирового кинематографа.

Действие фильма происходит в неопределенном будущем. Соляристика - наука, изучающая далекую планету Солярис, - зашла в тупик. На Земле разгорается дискуссия - продолжать ли тратить ресурсы на исследование планеты или окончательно свернуть его. Споры подогревают показания пилота Бертона. Некоторые ученые на их основании делают вывод, что океан, покрывающий практически всю планету, возможно, обладает разумом. Психолог, доктор Крис Кельвин вылетает на Солярис, чтобы принять решение на месте.

На огромной полузаброшенной орбитальной научной станции «Солярис» уже несколько лет живут только трое ученых - Снаут, Сарториус и Гибарян. Оказавшись на станции, скептически настроенный Крис обнаруживает, что ее экипаж измучен необъяснимыми явлениями: к людям приходят «гости» - материальное воплощение их самых мучительных и постыдных воспоминаний. Избавиться от «гостей» невозможно никаким способом - они возвращаются снова и снова. Снаут полностью деморализован, Сарториус прикрывается маской циничного исследователя, а Гибарян и вовсе покончил с собой незадолго до прибытия Кельвина.

Пока Кельвин спит, «гость» приходит и к нему. Океан материализует образ его жены, Хари, за 10 лет до этого наложившей на себя руки после семейной ссоры. Поначалу Кельвин, как и другие соляристы, пытается избавиться от «двойника», но тщетно. Со временем Кельвин начинает относиться к «гостю», как к живому человеку. «Копия» Хари тоже постепенно осознает свою сущность. Вместо запрограммированной потребности неотлучно находиться возле Кельвина в ней развивается человеческая способность к самостоятельному принятию решений.

Понимая, что своим существованием она причиняет Кельвину страдания, она сначала пытается убить себя, а после неудачи просит Снаута и Сарториуса ее уничтожить, что они и делают путем аннигиляции. Потом Сарториус и Снаут проводят эксперимент, послав энцефалограмму Кельвина океану. Попытка приносит результат - визиты «гостей» прекращаются. Зато океан начинает проявлять другую активность - на его поверхности стали появляться странные «острова». В финале Кельвин возвращается на Землю к отцу, и оба застывают на пороге дома. После этого камера поднимается вверх, и видно, что на самом деле это не Земля, а остров в океане Соляриса.

Сам Тарковский, так отзывался о своей картине: «Главный смысл… фильма я вижу в его нравственной проблематике. Проникновение в сокровенные тайны природы должно находиться в неразрывной связи с прогрессом нравственным. Сделав шаг на новую ступень познания, необходимо другую ногу поставить на новую нравственную ступень. Я хотел доказать своей картиной, что проблема нравственной стойкости, нравственной чистоты пронизывает все наше существование, проявляясь даже в таких областях, которые на первый взгляд не связаны с моралью, например, таких как проникновение в космос, изучение объективного мира и так далее».

Параллель между эфемерными созданиями Соляриса и произведениями искусства людей выносит на поверхность вопрос о взаимоотношениях человека с его созданиями, в частности с кино как искусством репродуцирования реальности. В философских дискуссиях герои Тарковского обращаются к именам Толстого, Достоевского, Мартина Лютера, к произведению Гете «Фауст», мифу о Сизифе, спорят с идеями Фридриха Ницше, не называя его по имени. Предлагаемые режиссером ответы радикальны.

В отличие от большинства фантастических лент, которые противопоставляют человеческое и механическое начала как заведомо непримиримые противоположности, Тарковский обнаруживает между ними тайное родство. На него намекают уже самые первые кадры фильма: загадочно колеблющиеся водоросли земного водоема предвещают вечный водоворот океана планеты Солярис. Синтез земного и инопланетного достигает апофеоза в последней сцене фильма: в безбрежном океане Соляриса плывут острова, сотканные из памяти людей о Земле, и на одном из них Крис обнимает своего отца, принимая позу рембрандтовского блудного сына.

Создатели и Актерский состав фильма «Солярис»:

Режиссер - Андрей Тарковский. 

Сценаристы - Андрей Тарковский, Фридрих Горенштейн.

Оператор - Вадим Юсов. 

Композитор - Эдуард Артемьев. 

Художник - Михаил Ромадин.

Актеры - Донатас Банионис, Наталья Бондарчук, Юри Ярвет, Владислав Дворжецкий, Николай Гринько, Анатолий (Отто) Солоницын, Сос Саркисян.

Производство - Мосфильм.

Премьера - 22 января 1973.

Серий - 2.

Бюджет - 1 миллион рублей. 

Количество зрителей в СССР - 10 500 000 человек.

Продолжительность - 169 мин.

Жанр - научная фантастика, экранизация, драма.

Изображение из открытых источников.


Участники событий и другие указанные лица:


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 9460 публикаций
Сайт: rus.team/events/fantasticheskij-film-solyaris-vyshel-v-prokat
Поделиться:

Интересно:

325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
20.12.2024 13:05 Аналитика
325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
До конца XV века Новый год на Руси праздновали 1 марта. Эта точка отсчета была связана с тем, что в марте земля пробуждалась от зимнего "сна", начинался новый посевной сезон. С 1495 года Московский государь Иван III приказал перенести празднование Нового года на 1 сентября. Причин для...
19.12.2024 19:56 Интервью, мнения
Праздник к нам приходит: как поддержать атмосферу Нового Года в офисе
Конец года — самое жаркое время за все 12 месяцев, особенно для компаний. Нужно успеть закрыть все задачи, сдать отчёты, подготовить планы, стратегии и бюджеты. И, конечно же, не забывать про праздник, ведь должно же хоть что-то придавать смысл жизни в декабре, помимо годового бонуса.  Не...
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
19.12.2024 18:17 Аналитика
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
Мы часто даем прозвища не только знакомым людям и домашним питомцам, но и вещам, будь то автомобили, компьютеры, телефоны… Вдохновляемся цветом или формой, называем их человеческими именами и даем понять, что они принадлежат только нам и имеют для нас...
Советская военная контрразведка
19.12.2024 17:51 Аналитика
Советская военная контрразведка
Советская военная контрразведка появилась в годы Гражданской войны и неоднократно меняла свою подчиненность, входя то в структуру военного ведомства, то в госбезопасность. 30 мая 1918 г. учрежден первый орган военной контрразведки Красной армии – Военный контроль Оперативного отдела Народного...
Защитить самое ценное: История страхования в России
18.12.2024 13:22 Аналитика
Защитить самое ценное: История страхования в России
С давних времен человек стремится перехитрить свою судьбу. Люди желают знать, что будет, чтобы вовремя подготовиться к возможным перипетиям и обезопасить свое будущее. Вот только карты и гадалки в этом вопросе бессильны, куда надежнее справиться с рисками помогают...